"Радуга" Ричи Блэкмора

(см. также Deep Purple)

Enter: 10 июля 42 года в Портсмуте (США) родился Рональд Джеймс Падавона. С 57 года – рок-музыкант. Сначала – бас-гитара, потом – вокал, затем – сочинение музыки и текстов, лидерство в группе. В нашем мире рока он известен как Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio, Dio – «бог» по-итальянски). С 67 года группа Дио называлась Elf («Эльф»). В 72 году, гастролируя по Штатам, Гловер и Пэйс зашли в бар, где этот самый «Эльф» и выступал. Голос Дио произвел на них сильное впечатление, а это было непросто – им было с кем сравнивать.

Музыканты Deep Purple подружились с Дио, а Гловер стал продюсером Elf. С его помощью «Эльф» записал три хороших альбома. Несколько раз «Эльф» выступал перед DP.

И вот Блэкмор, покинув DP, избрал Elf в качестве стартовой площадки своей новой карьеры. Гитаристу Elf, ясное дело, пришлось искать другую работу. Ричи вообще никогда не играл вместе с другими гитаристами. В августе 75 года вышел альбом Ritchie Blackmore’s Rainbow («Радуга Ритчи Блэкмора). Кроме Дио (вокал) участвовали: Гэри Дрисколл (ударные), Крейг Грубер (бас) и Микки Ли Соул (клавишные).

ESC: Нарушая традиции, я сразу сделаю вывод. Блэкмор, наконец, получил группу, полностью подчиненную его идеям. Именитых музыкантов в ней не было, никто не мог противодействовать ему. У Ричи были развязаны руки: он мог приглашать и увольнять музыкантов, выбирать места гастролей, вставлять и выкидывать песни и т. д.

Прежде всего, он отказался от солирования органа и ударных и выдвинул гитару, то есть себя на первый план. Лишь голос Дио был очень нужен ему.
Дио и Блэкмор Ричи за работой

Enter: Этот диск вышел почти одновременно с альбомом «Дип Перпл» Come Taste The Band и ясно показал who is who. Очень круто! Великолепный голос Дио, мощный и грубоватый, он одновременно был и выразительным и лиричным. Кроме того, Дио писал неплохие стихи средневеково-мистического содержания.

Блестяще получилась заглавная песня Man On The Silver Mountain («Человек на серебряной горе»). В народе очень популярны баллады Catch The Rainbow («Ловим радугу») и Temple Of The King («Храм короля»). Особняком стоит Still I’m Sad («Я все еще грустен»). Старшему поколению эта песня известна в исполнении Boney M. Rainbow исполняли несколько ее кавер-версий: на студийных альбомах и на концертах. На первом диске она звучит в инструментальном исполнении.

ESC: Стиль Блэкмора сразу узнаваем. Удивляет другое: Ричи, всегда ратовавший за жёсткую и агрессивную музыку, написал довольно мелодичный хард-рок. А ведь именно недостаточно жестким звучанием он объяснял свой уход из DP! Критики считают, что Блэкмор стал играть в стиле «хард-н-хэви» - не будем спорить. Альбом звучит очень хорошо, но чего-то уникального в нем нет, до «старых» DP он не дотягивает.

Enter: Блэкмор распустил состав (кроме Дио) и стал набирать новый. Группа стала называться Rainbow («Рэйнбоу» - радуга). Продюсером стал Мартин Бёрч, о котором уже говорилось. Появился по-настоящему выдающийся музыкант – ударник Кози Пауэлл (Cozy Powell). Басист Джимми Бэйн (Jimmy Bain) и клавишник Тони Кэри (Tony Cary) тоже не подвели.

В 76 году выходит Rainbow Rising («Восходящая радуга»), который некоторые считают лучшим, что Блэкмор сделал за свою карьеру. Все песни, как и на первом диске, написаны парой Блэкмор-Дио. Но, на этот раз, – никаких баллад. Тяжесть и только тяжесть – вот что должно быть девизом всякого Блэкмора! Вступление на органе и – Tarot Woman – это сила! Но особенно впечатляет Stargather («Звездочет») – одно из лучших гитарных соло в жизни Блэкмора. Эта песня исполнена в сопровождении симфонического оркестра, которого, впрочем, почти не слышно. В завершающей композиции A Light In The Black («Свет во мраке») мы также слышим настоящие импровизации клавишных и гитары, в лучших традициях.

ESC: Тони Кэри, конечно, не Лорд. В остальных песнях его и не слышно. Они получились тяжелыми, но не столь яркими.

Enter: В 77 году выходит хороший концертный альбом On Stage («На сцене») и – снова смена состава. Клавишником стал Дэвид Стоун (David Stone), а бас-гитаристом – Боб Дэйсли (Bob Daisley).
Новый альбом 78 года Long Live Rock’n’Roll («Да здравствует рок-н-ролл!») получился попроще. Наиболее известные песни: Long Live Rock’n’Roll, Gates Of Babylon («Врата Вавилона»), Kill The King («Убей короля»). Завершает диск нежная баллада Rainbow Eyes («Радужные глаза») похожая на Catch The Rainbow.

ESC: Далее следует ссора с Дио и – тому приходится начинать сольную карьеру. Вокалистом становится Грэм Боннет (Graham Bonnet). Его мощный и слегка хриплый голос был сходен с вокалом Дио и вполне подходил для Rainbow. Новый авторитет в команде – известный студийный клавишник Дон Эйри (Don Airey). Но главное – появился «старый проверенный корешок» - Роджер Гловер. Он стал басистом и продюсером.

В 79 году появился диск Down To Earth («Вниз к Земле»). В прессе упоминается об «элементах симфо-рока», а «стихи стали столь же футуристичными, как и музыка». Я, к сожалению, ничего этого не заметил, разве что в моих любимых песнях Eyes Of The World («Глаза мира»), и Lost In Hollywood («Погибший в Голливуде»). Зато совершенно «попсово» звучат Makin’ Love («Делаем любовь») и Since You Been Gone («С тех пор, как ты ушла»). Последняя стала очень популярной, как и заглавная All Night Long («Всю долгую ночь»). Сильный голос Боннета хорошо «ложился» на музыку Rainbow, но – бытовая ссора с Блэкмором и участь Боннета решена. Покидает группу и Кози Пауэлл (впоследствии заменивший Палмера в ELP). Вокалистом становится Джо Линн Тернер (Joe Lynn Turner), а ударником Бобби Рондинелли (Bobby Rondinelly).

Rainbow

Enter: Новый диск Difficult To Cure («Трудно вылечить») появляется лишь в 81 году. Саунд становится – легче некуда. Достаточно послушать Magic («Магия») или хитовую I Surrender («Я сдаюсь»). А в хорошей, в принципе, песне No Release («Нет освобождения») местами звучит нечто, напоминающее «диско»! Среднего качества песни Can’t Happen Here («Здесь ничего не может случиться») и Freedom Fighter («Борец за свободу»). Мне нравится Spotlight Kid с «классическими» пируэтами Блэкмора. Более-менее «тяжело» звучит лишь Midtown Tunnel Vision («Вид городского туннеля»).

«Коронным номером» концерта является завершающая инструментальная композиция Difficult To Cure. «Восточное» вступление и... вариации на тему «Оды «К радости» Бетховена. Одна из самых знаменитых вещей Rainbow. Правда, по сравнению с оригиналом она звучит как-то бравурно, но – на то и рок.

«Новым словом» для группы стало появление лирических инструментальных пьес с оттенком грусти. В данном альбоме это Vielleicht Das Nachte Mal.

ESC: Несмотря на то, что мы его заслуженно обругали «легким», это очень хороший альбом. Игра Блэкмора превосходна: стильная и виртуозная она стала не агрессивной, а эмоциональной и выразительной. Мягкий и высокий голос Тернера соответствует духу альбома. Остальные музыканты играют отлично, но, как всегда, лишь роли «заднего плана», хотя и статистами их не назовешь.

Enter: Дона Эйри заменяет клавишник Дэвид Розенталь (David Rothental). С ним в 82 году записан диск Straight Between The Eyes («Прямо между глаз»). Стиль слегка «потяжелел», но признаки кризиса были налицо. Не то, чтобы музыка была плохой - она стала настолько предсказуемой, что просто скучно. Те же шаблонные приемы, тот же звук. Отлично звучит лишь заглавная песня Death Alley Driver – «младший брат» «Звезды автострады» 72 года, очень похоже. Известность приобрели Power («Сила» или «Власть») и лирическая Stone Cold («Холодный как камень»).

Следует последняя замена: на ударных вместо Рондинелли появляется Чак Барджи. Выходит последний альбом Bent Out Of Shape. Такой скуки и однообразия в музыке Ричи еще не было. При всей его мании величия, ему должно быть стыдно.

ESC: Из всех материалов может создаться впечатление, что Блэкмор – самоуверенный противный тип, тиран, общаться с которым невозможно. На самом деле, он вовсе не был таким уж плохим. Просто его уровень требований к музыкантам (и к себе!) был очень высок. «Халтуры» он не терпел. Правда, мнение некоторых авторов о нем как о «безукоризненном джентльмене» (не шучу) сильно преувеличено.

Несмотря на высокую музыкальную эрудицию, Блэкмор так и не смог выйти за рамки своего узкого стиля. Его игра мгновенно узнаваема по некоторым приемам, ставшим шаблонными. В импровизациях часто звучат одни и те же ходы, фрагменты, кочующие из одной композиции в другую.

По одной из непроверенных легенд, мать Блэкмора была турчанкой, и поэтому он очень любил играть «под восток». Если в составе DP такие моменты были редкостью (например, в Stormbringer или Sail Away), то в музыке Rainbow их чем дальше, тем больше. Судите сами:
76 – Stargather;
78 - Gates Of Babylon;
79 – Eyes Of The World;
81 – Difficult To Cure, Midtown Tunnel Vision;
Итог: В 83 году у всех создалось впечатление, что Блэкмор как композитор себя совершенно исчерпал. Группа Rainbow прекратила свое существование. А что дальше? В 38 лет пенсию еще не дают. Нет, это не конец. Ни для Блэкмора, ни, даже, для Rainbow.

Хороший сайт Rainbow - http://rainbowrising.narod.ru
Плохой сайт Rainbow - http://rainbow-2003.narod.ru

Hosted by uCoz